Челюстной зажим: психосоматика, упражнения, лечение Предыдущий товар Психосоматика болей в шее... Следующий предмет Психосоматика боли в...

Челюстной зажим: психосоматика, упражнения, лечение

Челюстной зажим проявляется в виде напряжения, вызванного плотным сжатием зубов. Соматически это выражается в скованности мышц лица, горла, боли при открывании рта, говорении, жевании. 
Другая форма проявления этого зажима – чрезмерное расслабление мышц рта. Зажим челюсти может приводить ко многим опасным последствиям, от стирания зубов до мигрени и потери зрения.
Чтобы навсегда избавиться от этой проблемы, следует разобраться, какие психологические факторы спровоцировали ее появление.

Психосоматика челюстного зажима

Челюстной сегмент включает в себя мышцы подбородка, горла и затылка. Согласно теории Вильгельма Райха, психосоматическая блокировка мышечных групп в этом сегменте происходит из-за подавления трех основных эмоций: плача, крика и гнева.

Эту зависимость нетрудно проследить, если понаблюдать за тем, как меняется лицо человека, когда он пытается подавить эти эмоции. Лицо человека в гневе искажается, мы можем видеть играющие желваки. Сдерживая плач, мы почувствуем ком в горле, будем часто хватать воздух и нервно сглатывать, при этом ощущая напряжение не только в горле, но и в затылке. А вот подавленный крик выразится в стиснутых до боли зубах.

Чтобы определить, есть ли у вас зажим челюсти, можно провести эксперимент. Сложите три пальца одной руки вместе и вложите их между открытыми челюстями. Подержите их в таком положении некоторое время и оцените ощущения в области горла, затылка, челюсти и подбородка. Если пальцы не помещаются или возникают неприятные болезненные ощущения – это свидетельствует о зажиме.

Мыщцы челюстного сегмента, кроме здорового, могут находиться в двух патологических состояниях: гипертонус (чрезмерное напряжение) и гипоблок (излишнее расслабление). Как бы ни выражался челюстной «панцирь», это приводит не только к болезненным состояниям, но и ухудшает взаимоотношения с окружающими. Люди, находящиеся рядом, могут чувствовать чужие мышечные блоки на подсознательном уровне. Это может создавать трудности в общении, поскольку челюстной блок может выражаться в неумении отстоять свое мнение, привычку «помалкивать», привычку быть ведомым на манипуляции и другие особенности характера, мешающие открытой коммуникации.

Психосоматика горлового зажима

Подробнее о зажиме в горле рассказывает другая моя статья (ссылка). Здесь мы подробнее рассмотрим, как мышцы горла связаны с челюстью.
Язык и глубокие мышцы шеи также связаны с подавлением крика, плача и гнева. В зависимости от особенностей человека и глубины проблемы, зажим образуется либо в горле, любо в челюсти, либо и там, и там.

Как правило, формирование привычки сдерживать эти эмоции происходит в детстве. Запрещая ребенку естественные проявления негативных чувств, родители заставляют его скрывать себя настоящего. «Не ной, не грызи ногти, не кривляйся, не плюйся, закрой рот, не говори ерунду, не дуйся» — любая из форм воспитания путем подавления приводит к тому, что ребенок не учится снимать напряжение и усиливает челюстной зажим. А ведь именно он и заставляет его делать все вышеперечисленные запретные действия.
Чтобы ребенок научился справляться с зажимом, не прибегая к таким, как нам кажется, некультурным, привычкам, лучше вызвать его на диалог. Если малыш грызет ногти, лучше мягко узнать, что заставляет его нервничать. Если плюется или кривляется – спросить, не хочет ли ребенок что-то рассказать. Открытое общение помогает ребенку правильно справляться с переживаниями и расти психологически здоровым.

К соматическим проявлениям зажима в горле относится слишком тихий голос, молчаливость, болезненные ощущения в виде кома и сложности при дыхании. Желание часто сглатывать, положить руку на горло, нервно покашливать, — все это так же свидетельствует о горловом зажиме.

Как снять зажим челюсти. Упражнения

Учитывая тот факт, что формирование зажима происходит из-за повторяющихся особенностей поведения и становится привычкой, то и бороться с зажимом нужно путем установления нового стереотипа поведения, приобретения новой привычки. Помочь в этом может регулярное выполнение физических и психологических упражнений на снятие зажима челюсти.

  • Физическая самопомощь

Напряжение жевательных мышц снимается, когда человек осознанно расслабляет мышцы лица. Наблюдайте за собой в течение дня – сознательно убирайте напряженное выражение. Жевательные мышцы при напряжении спазмируют, поэтому в момент особенно болезненного спазма нельзя давать им дополнительные нагрузки в виде курения, говорения, смеха, пережевывания пищи. Переключите внимание на то, что может вас успокоить – фильм, музыка, медитация. В это время можно чередовать холодные и теплые компрессы, держа каждый по 7-10 минут.
Массаж лица также дает хорошие результаты. Проведите теплыми чистыми пальцами по лбу – от центра к вискам, от висков к уголкам нижней челюсти. Затем осторожными движениями проведите от носа к вискам. Особенно болезненные участки можно аккуратно массировать для улучшения кровообращения.
Для сильно спазмированных мышц проводится гимнастика на их растяжение. Для этого можно использовать винные пробки разных размеров, начиная с меньшего диаметра – к большему. Вставив пробку между передними зубами, постарайтесь удерживать ее в течение 10-15 минут. Избегайте болезненных ощущений, проводите растяжение постепенно.
Для восстановления нормального тонуса мышц и гармонии движения челюсти можно обратиться к остеопату. Опытный врач найдет точное место напряжения связок, снимет острый болевой синдром и бережно устранит причины возникновения боли. Поскольку челюстная система является частью общей структуры организма, помощь остеопата может быть бесценной, ведь хороший врач для максимально эффективного лечения умеет взаимодействовать не только с челюстью, но и с грудным отделом позвоночника, черепом, мышцами, связками и фасциями шеи.
Также обратитесь к врачу-стоматологу для получения индивидуальных рекомендаций и назначения подходящего обезболивающего.
Комплексный подход к снятию зажима даст наилучшие результаты.

  • Психологическая самопомощь

Помня о том, что причина челюстного зажима – запрет на проявление крика, гнева и плача, можно сымитировать эти эмоции для их высвобождения. Гримасничание, имитация плача, движения губами вправо-влево-вверх-вниз, — в зависимости от вида подавленной эмоции можно использовать один или несколько методов. Это обеспечит выход негативных переживаний и поможет снизить общий стрессовый уровень.
Чтобы задействовать глубокие мышцы горла и язык, можно заняться вокалом. Выполняя упражнения по ораторскому мастерству или пению, вы научитесь управлять мышцами этого сегмента.
Если есть возможность выехать туда, где вам комфортно будет покричать во весь голос, обязательно сделайте это. Крик должен достичь такой силы, чтобы задействовалось не только горло, но и диафрагма и живот. Такая практика используется для снятия ощущения кома в горле. Кроме того, это способствует общему улучшению самочувствия и выбросу гормонов радости.
Для обнаружения точного источника зажима и эффективной работы над ним, лучше обратиться к психотерапевту.

Работа c зажимом челюстного сегмента в телесно-ориентированной психотерапии

Телесно-ориентированная психотерапия дает прекрасные результаты по снятию челюстного зажима. Этот вид терапии основан на теории о мускульном панцире – сформировавшемся в результате психотравмы мышечном зажиме.

Если рассмотреть этапы формирования панциря по порядку, то схема его образования выглядит так:
1. Происходит психотравмирующее событие.
2. Зарождается беспокойство, вызванное связанными с психотравмой событиями.
3. Формируется стереотип поведения в виде избегания повторения травмирующей ситуации.
4. Страх повторения начинает проявляться на физическом уровне, напряжение мышц становится привычкой.
5. Выработанное состояние гипертонуса формирует панцирь.

На практике это может происходить по такому сценарию:
1. В школе учитель назвал ребенка глупым и неспособным к обучению – получена психотравма.
2. Следствие – нежелание ходить в школу, так как травмирующее событие произошло именно там.
3. Поскольку родители не разрешают оставить школу, ребенок выбирает новый стереотип поведения – казаться незаметным, сжаться, исключить контакты с учителями (во избежание повторения травмирующей ситуации).
4. Формируется первый этап зажима – сдерживаемый плач. Ребенок точно знает, что плакать в школе нельзя, — это поставит его в еще более уязвимое положение. Как следствие – ком в горле, стиснутые зубы, напряжение в затылке. А ведь в школу ходить нужно каждый день.
5. Привычка находиться в состоянии подавленного плача окончательно сформировывает панцирь. Внешнее проявление – приподнятые плечи, тихий голос, немногословие. Внутреннее проявление – низкая самооценка, неуверенность, обида.

Поскольку внешняя и внутренняя сущности человека тесно взаимосвязаны, бережное контактирование с телом пациента помогает эффективно и осторожно высвободить накопившиеся внутренние психологические блоки.
Моя задача, как телесно-ориентированного терапевта, вместе с пациентом бережно провести работу по обнаружению и «распусканию» зажима, то есть по освобождению от него.

Для этого  нужно будет пройти через несколько этапов взаимодействия.
Первый этап – обнаружение телесного панциря и установление его вида.
Далее будет проводиться работа по снятию напряжения в проблемном участке. Для этого используются различные телесные методики.
Параллельно с этим выявляется психотравма, повлекшая за собой формирование зажима. Психотерапевтическая работа подразумевает проработку обнаруженной психотравмы и ее устранение.
В ходе такой комплексной – телесной и психологической – терапии, происходит высвобождение энергии, что приводит к излечению от невротического заболевания и улучшению общего психического и физического состояния. 
Если вы чувствуете, что вам необходима поддержка на пути к обретению здоровья, я с радостью стану вашим проводником.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *